Прошлый век стал знаковым в вопросе женского равноправия. Женщины освоили множество новых профессий, в том числе и архитектуру. Сегодня мы поговорим о том, как гендер влияет на такую ​​стереотипно мужскую профессию, как архитектор.

Роль женщины в архитектуре XX века

Роль и влияние женщин в архитектуре прошлого века можно разделить на два направления — в одном женщина фигурирует как объект архитектуры, в другом — как субъект. В период социальных и промышленных революций, после столетий борьбы за свои права, как объект проектирования женщина стала рассматриваться только в начале ХХ века. Первые реализации подобных проектов приобрели массовый характер в 1920-х годах. Тогда вектор архитектуры изменился с «патриархального» на более демократичный. Появилась тенденция учитывать женский вопрос и предлагать пути ее решения.

Маргарете Шютте-Лихоцки Фото: http://hmarochos.kiev.ua/

Среди примеров: «Франкфуртская кухня» Маргарете Шютте-Лихоцки. Первая австрийская архитектор (1897-2000) разработала прототип современных встроенных кухонь, «франкфуртскую кухню», оборудованную всеми новинками техники того времени, облегчала домашний труд женщины. Десятилетия спустя шютте-Лихоцки спроектировала павильоны детских садов, основанных на идеях Марии Монтессори.
Маргарете Лихоцки родилась в конце XIX века в венской буржуазной семье. Её родители состояли на государственной службе и отличались либеральными взглядами. В 1918 году Маргарете становится первой студенткой венской Школы художественных промыслов (ныне Венского университета прикладного искусства). После выпуска работала с Адольфом Лоосом над созданием жилья для ветеранов и инвалидов Первой мировой войны.

Франкфуртская кухня Фото: http://hmarochos.kiev.ua/

В 1926 году Лихоцки была приглашена Эрнстом Маем во Франкфурт для решения проблем с жильём в городе. Во Франкфурте она разрабатывала школы, детские сады, дома для студентов и другие общественные здания. Там же она познакомилась с будущим мужем, Вильхемом Шютте, за которого вышла замуж в 1927 году.
Тогда же Лихоцки разработала «Франкфуртскую кухню», послужившую прототипом встраиваемой кухонной мебели, наиболее распространённой сегодня в странах Европы и Северной Америки. Основываясь на исследованиях американского специалиста Фредерика Тейлора и собственных исследованиях, Лихоцки разработала компактную и эргономичную модель кухни.
В 1930-х Маргарета активно работала в Советском Союзе.

Актуализация женского вопроса в первой трети XX века произошла и в СССР. Жилье 1920-х, построенное по принципам Нового быта, предлагало ликвидировать кухонное рабство и позволить женщине стать полноценным членом общества.

Тогда же женщины и сами взялись осваивать профессию архитектора. Появление женщины-архитектора непосредственно связана с разрешением женщинам получать инженерные и архитектурные специальности в университетах. В конце XIX века и в начале XX в женское образование боролось много женщин. Пионеркой архитектурного образования стала американка Джулия Морган, которая 1890 поступила в архитектурного факультета Парижской национальной высшей школы изящных искусств в Париже.

Активно вступать в высшие учебные заведения женщины стали гораздо позже — лишь в начале 1920-х годов, то есть к практике они вошли только в середине 20-х. Тогда появились такие высшие учебные заведения, как Баухауз, «ВХУТЕМАС-Вхутеине», московские женские строительные курсы, со временем превратились в МПИ-мощи.

Архитекторкы XX века вынуждены были сочетать работу и борьбу за равноправие. Они боролись с дискриминацией в профессии, с гендерными стереотипами, правом занимать руководящие должности. По-настоящему равными мужчинам-архитекторам женщины стали только после Второй мировой войны.

Героинями научной конференции «Гендерные вопросы в исскуств, архитектуре и градостроительстве. Модернистки» , которая будет проходить 11-12 марта 2016 года в Киеве в Государственной научной архитектурно-строительной библиотеке имени Владимира Игнатьевича Заболотного, станут знаменитые архитекторкы второй половины XX века, которые существенно повлияли на развитие современной архитектуры. Конференция является совместным проектом ОО Urban Forms Center и Фонда Генриха Белля в Украине .

Для конференции были избраны два главных ракурсы исследований, соответствующих основным аспектам темы «женщина + архитектура»: женщина как субъект архитектурной деятельности (сама создает архитектуру) и женщина как объект архитектурной деятельности (проектирование среды для женщины или решения вопросов равноправия, эмансипации, проблем дискриминации методами архитектуры). Именно поэтому на конференции представлены две секции: «Женщина в архитектурной профессии и исскуства. История »и« Женщина в архитектурном середовищи. Практика ».

Лотте Стам-бейс (Lotte Stam-Beese, 1903-1988) — голландский архитектор и градостроительных, что руководила восстановлением Роттердама после разрушений Второй мировой войны.

Лотте Стам-бейс Фото: http://hmarochos.kiev.ua/

Бейс родилась в Райзихти, Силезия, Германия (ныне Рокиткы, Польша). С 1926 года она училась в школе Баухауз. Искусствоведы и теоретики и историки архитектуры относят ее к «женщин Баухауза».

План района Пендрехт Фото: http://hmarochos.kiev.ua/

Стам-бейс — одна из первых женщин, поступивших на факультет архитектуры в Баугауси. После Второй мировой войны на посту главного архитекторкы Службы городского развития Лотте была среди планировщиков, которые руководили восстановлением Роттердама. Среди районов, спроектировала Лотте, — Клайнполдер (Kleinpolder), Вестпунт (Westpunt) и ее самая известная работа — район Пендрехт (Pendrecht). Чаще всего в проектировании архитектор использовала строчную застройку. Внедряла она ее и в Советском Союзе, куда в 20-х годах переехала из идейных убеждений. Среди всего прочего Лотте участвовала в проектировании Харьковского района ХТЗ.

Именно история Стам-бейс вдохновила организаторов конференции провести мероприятие, посвященное целью достичь исторической справедливости в истории архитектуры. На конференции о ней расскажет историкиня Ханнеке Оостерхоф .

Эйлин Грей Фото: http://hmarochos.kiev.ua/

Эйлин Грей (Eileen Gray, 1878-1976) — ирландский дизайнер, что жила и работала во Франции. Создала предметы, которые в настоящее время считаются иконами дизайна ХХ века. Существует мнение, что творчество госпожи Грей повлияла на работы Ле Корбюзье.

Фото: http://hmarochos.kiev.ua/

Автор узнаваемых дизайнерских произведений ХХ века, среди которых кресло Бибендум и столик Е1027. Другое известное кресло авторства Эйлин было продано 2009 года по 28000000 долларов. Хотя сама дизайнер восприняла бы этот факт скорее скептически, ведь на самом деле она одной из первых начала делать мебель из хромированных трубок, «мебель для бедных», как пренебрежительно говорили тогда критики. Почти до самой старости Эйлин оставалась в тени, даже авторство ее виллы Е1027 часто приписывали Ле Корбюзье. Только в 1973 году сбылась ее заветная мечта: ее объекты были введены в массовое производство.

Роль женщины в архитектуре сегодня

Гендерно чувствительный проектирования и сейчас таким динамично развивается, и, как любое практическое проектирование, имеет массу проблем и окружено дискуссиями и спорами. Проблемы всегда имели место в период возвращения традиционалистских или диктаторских режимов.

Роль женщины в архитектуре до сих пор недооценена. Женщины остались невидимыми, несмотря на их огромное количество в профессии, активную работу и массу созданных объектов. Совершенно незаслуженно существует стереотип, что их мало, или они менее талантливые, чем мужчины. Существует историческая спекуляция фактами и данными в этом вопросе. Международными звездами в архитектуре даже сейчас в большинстве случаев являются мужчины. Общество остро нуждается просветительских мероприятий, которые смогут разрушить укоренившиеся стереотипы. В Украине просветительскими акциями по популяризации наследия женщин в искусстве, архитектуре и градостроительстве с 2013 занимается движение «модернисткой».

На конференции «Гендерные вопросы в искусстве, архитектуре и градостроительстве. Модернистки »современные спикеркы из Украины, России и стран Европы расскажут о современном положении женщины в профессии архитектора.

Марион Робертс Фото: http://hmarochos.kiev.ua/

 Марион Робертс — профессор городского дизайна на факультете архитектуры и городской среды Университета Вестминстера в Лондоне, Великобритания. Есть пионеркой гендерных исследований в архитектуре.

Госпожа Робертс изучала архитектуру в Бартлетський школе архитектуры при Университетском колледже Лондона, позже училась в Университете Кардиффа. Ее труд поднимала вопрос о гендерном распределении в дизайне жилья соединило архитектуру с социальной политикой и градостроительством.

Марион имеет более двадцатилетний опыт преподавания и исследования дизайна и планировки города. Рассматривая в своих ранних работах гендерный взгляд на жилье, она стала первой исследовательницей гендера в архитектуре. Научные интересы госпожи Робертс пролегают в области городского дизайна с прицельным ударением на связи между социальными отношениями и их физическим контекстом. Исследование включило широкий спектр тем: от публичного искусства к общественному жилья и многофункциональных улиц. Еще одна тема исследований госпожа Робертс — алкоголь и ночная экономика.

Марион выдала в выбранной области ряд работ; последняя ее книга — «Справедливо распределены города: влияние гендерного планирования в Европе» (Ashgate 2013) (в спивредагуванни с И. С. Мадариаґою). Робертс участвует в группе genderSTE COST (Европейское сотрудничество в науке и технологиях).

Текст статьи: Евгения Губкина, Лев Шевченко.

Фото: moma.org

Источники:

http://hmarochos.kiev.ua/

https://ru.wikipedia.org

Источник